За последнее время появилось много информации об обсуждении проблем сертификации на высшем уровне. Похоже, что в целом для
сертификации продукции стандарт пора менять, то есть, вводить стандарт качества самой сертификации.
20 июля «Опора России» вместе с «Единой Россией» организовали обсуждение проблем сертификации продукции. Важно, что к дискуссии присоединились представители Генеральной прокуратуры. Этот "круглый стол" стал очередным шагом по решению проблемы сертификатов-пустышек, разросшейся до таких масштабов, что стала серьезным барьером для российского экспорта. Не стойте на дороге экспортеров О том, что с липовыми сертификатами нужно бороться, так как они создают потенциальную опасность для жизни и здоровья потребителей лже-сертифицированной продукции, все говорят давно, говорят хорошо, но не очень эффективно. Теперь же на повестке то, что «черные сертификаторы» мешают еще и решению стратегических экономических задач правительства — наращиванию экспорта. Дело в том, что сложившаяся ситуация делает невозможным вступление России в наднациональные организации в области подтверждения качества и безопасности - ILAC и IAF. А это создает непреодолимый для большинства российских производителей барьер на границе Таможенного союза - необходимость проводить дополнительную дорогостоящую сертификацию своего товара за рубежом. Так, например, недавно КАМАЗ объявил о получении европейского Одобрения типа транспортных средств на четыре модели автомобилей уровня «Евро-6». Это открывает возможности выхода на многие международные рынки, где продукция КАМАЗ очень востребована ввиду выгодного соотношения цены и качества. Это, конечно же, позволит окупить расходы на сертификацию, однако далеко не все производители, желающие выйти за пределы рынка ТС, могут себе позволить такие вложения.
Списки составлены Первый шаг по наступлению на недобросовестных участников рынка сертификации уже сделан: по инициативе Дмитрия Медведева бизнес-сообщество «Единой России» составило список организаций, подозреваемых в выдаче фиктивных сертификатов. В перечень вошли организации двух типов: - с действующей аккредитацией - с аккредитацией, действие которой прекращено. Организации из первой группы — это те самые «штамповщики», выдающие документы с нарушениями. Так как у них имеется при этом официальная аккредитация Росаккредитации, то выявление нарушений относится к компетенции данного ведомства. Что касается организаций второй группы, то само внесение их в контрольный список обусловлено тем, что перед закрытием они успели внести в Единый реестр очень много номеров сертификатов (некоторые - до 16 тыс.!). При очевидности нарушения Росаккредитация не имеет полномочий предпринимать каких-либо меры в отношении этих умельцев (ведь они уже не являются аккредитованными лицами), кроме как сообщить о них правоохранительным органам.
Генпрокуратура спешит на помощь Поэтому очень важно, что к делу собирается подключиться Генпрокуратура. Как заявил на прошедшем «круглом столе» представитель этого ведомства Александр Куренной, они готовы содействовать Росаккредитации в решении проблемы с махинаторами. Более того, он отметил, что защита бизнеса от недобросовестных участников рынка — один из приоритетов Генпрокуратуры, обозначенных руководством страны и Генеральным прокурором.
Сколько можно ждать? Обсуждение проблемы «черных сертификаторов» ведется уже давно, и Росаккредитация регулярно отчитывается о закрытых органах по сертификации и испытательных лабораториях. Конечно, проблема настолько масштабна, что решить ее в короткие сроки и силами одной структуры едва ли возможно. Однако внимание премьер-министра, активное обсуждение на государственном уровне и привлечение дополнительных сил может существенно ускорить процесс. Тем более, что очередное заседание Международного комитета ILAC, на котором будет обсуждаться вопрос о признании Росаккредитации членом этого сообщества, состоится уже в сентябре 2016 года. Это дает основания полагать, что действия правительства, Росаккредитации и правоохранительных органов будут весьма активными.