
Новый ГОСТ на термитную сварку рельсов
В 2020 году был принят ряд межгосударственных стандартов на сварку рельсов, сварные стыки рельсов и стрелочных переводов, сварные элементы соединений и пересечений железнодорожных путей. Документы, которые разработал Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта АО «ВНИИЖТ», будут введены в действие впервые в марте 2021 года.
Один из таких стандартов - ГОСТ 34664-2020 «Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия». Благодаря процессу алюмотермии термитная сварка рельсов может производится непосредственно на железнодорожном полотне, а не в цехах рельсосварочных предприятий.
Документ распространяется на рельсы типа Р 50, Р 65, Р 75, сваренные алюмотермитной сваркой методом промежуточного литья и предназначенные для эксплуатации на путях общего и необщего пользования. Согласно ГОСТ, твердость в сварном шве и в околошовной зоне, общая протяженность которых составляет не более 80 мм, должна быть не менее 290 НВ и не более 409 НВ для термически упроченных рельсов.
Новый стандарт придет на смену ТУ 0921-127-01124323-2005 «Сварка рельсов алюмотермитная методом промежуточного литья. Технические условия» и ТУ 0783-001-59033294-2004 «Компонент литейный для алюмотермитной сварки рельсов методом промежуточного литья». В отличие от них он в полной мере учитывает три наиболее качественные технологии сварки: словацкую, немецкую и французскую.
Применение данного стандарта позволит повысить безопасность железнодорожного транспорта и сэкономить на ремонте пути, считает ведущий научный сотрудник АО «ВНИИЖТ» Н. Г. Синельников.