С 1 июля 2019 года вводится обязательная маркировка обувных товаров
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товара |
---|---|
6401 | Водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом |
6402 | Прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы |
6403 | Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи |
6404 | Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов |
6405 | Обувь прочая |
Порядок маркировки товаров унифицированными в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 2 февраля 2018 года) (далее - Соглашение).
Обязательная маркировки обуви согласно постановлению Правительства, осуществляется поэтапно:
- С 1 июля 2019 — начало регистрации участников в системе и описания товаров;
- С 1 октября 2019 — начало получения кодов маркированной продукции, упрощённая маркировка остатков обуви;
- С 1 марта 2020 — контроль оборота, запрет на продажу немаркированной обуви, регистрация всех операций в системе;
- До 1 апреля 2020 — маркировка остатков обуви, купленных до 1 марта 2020 года, но полученных после этой даты.
- До 1 мая 2020 - при наличии по состоянию на 1 марта 2020 нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 1 марта 2020.*
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров"
Обращаем ваше внимание, что требования к маркировке товаров не распространяются на ряд товаром, в том числе, на образцы обувных партий в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия **
** см. статья 8 Соглашения от 2 февраля 2018 г. "О маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе"
Об ответственности
В случае несоблюдения требований по маркировке товара производители, поставщики и продавцы могут понести административную и уголовную ответственность.
Производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Продажа продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 15.12 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров в крупном и особо крупном размере уголовно наказуемы по статье 171.1 УК РФ.
Схема работы

- Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на каждую коробку с обувью.
- При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с указанием всех кодов с коробок.
- Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе и на упаковках, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
- Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
- При продаже кассир сканирует код маркировки с коробки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Теперь при вводе в оборот на обувные товары наносится средства идентификации - код Data Matrix – а также подаются сведения в систему мониторинга товаров.
Код DATA MATRIX код состоит:
- Из кода товара (14 цифровых символов)
- Индивидуального серийного номера единицы товара, который генерируется оператором системы или участником оборота товаров (13 символов)
- Ключ проверки, предоставляемый оператором системы (4 символа)
- Код проверки, предоставляемый оператором системы (88 символов)
Код маркировки Data MAtrix наносится на потребительскую упаковку или товарный ярлык или на обувные товары.
Подача сведений о передаче товар другому участнику оборота осуществляется при помощи личного кабинета и интеграции учетной системы участника оборота товаров или при помощи универсальных передаточных документов (УПД), в которых указываются коды продукции.
Обмен документов происходит с использованием систем электронного документооборота (ЭДО).
Передача сведений о розничной продаже конечному покупателю происходит при помощи контрольно-кассовой техники при формировании кассового чека.
Стоимость маркировки утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2019 года №577 и составляет 50 копеек без НДС.
В каких случаях компании обязаны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот?
- Производства новых товаров (код наносится до отгрузки с территории производства),
- Импорта товаров на территорию РФ,
- При ввозе с территории ЕАЭС (до ввоза на территорию РФ),
- При ввозе из других стран (до помещения под таможенные процедуры),
- Возрат товара от покупателя с утраченным кодом маркировки,
- Маркировки остатков, перемаркировки, например, в случае утраты/порчи,
- Приемов товаров на комиссию от физических лиц.
При импорте - на территорию нашей страны товар должен поступать уже промаркированным — более того, таковым он должен быть уже к моменту поступления в таможенную службу. Не факт, что небольшие зарубежные производители сразу же технически смогут маркировать товар. Поэтому эта задача пока что ляжет на плечи дистрибуторов.
В случае, если у импортера нет возможности промаркировать товар до ввоза на территорию ЕАЭС, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 ТК ЕАЭС с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая маркировку товаров.
Возможность нанесения маркировки на товары, находящиеся под таможенным контролем, в иных местах, в том числе на складе временного хранения, а также после их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления правом ЕАЭС не предусмотрена.**
** Письмо ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 8 августа 2019 N 23-21/48183 "О направлении информации"
Что потребуется для работы?
Для работы с маркировкой участникам оборота потребуются:
- Усиленная квалифицированная электронная подпись, оформленная на руководителя организации или ИП.
- Принтер для печати кода на этикетке
- 2D – сканер штрихкодов
- Онлайн-касса для розничных продажа
(Через ЭДО можно регистрировать новые поступления, списания и возвраты товара. Можно подавать данные в систему напрямую, без использования ЭДО.) - Подключиться к ЭДО или быть зарегистрированным на портале «Честный знак» (ссылка на регистрацию - https://markirovka.crpt.ru/register)
(Через ЭДО можно регистрировать новые поступления, списания и возвраты товара. Можно подавать данные в систему напрямую, без использования ЭДО.)
Что нужно сделать для получения кодов маркировки?
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
-
Занести сведения о товарах в информационную систему мониторинга:
Для этого необходимо указать:
- ИНН участника оборота
- модель производителя
- страну производства
- вид обуви
- вид материала, использованного для изготовления для верха обуви
- вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви
- вид материала, использованного для изготовления низа обуви
- товарный знак (при наличии)
- цвет
- размер в штихмассовой системе
- наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме)
- 4 первых знака кода товарной номенклатуры (кода ТН ВЭД ЕАЭС)
Для маркировки остатков товаров в случае отсутствия сопроводительных документов достаточно указать:
- ИНН участника оборота товара
- вид обуви (мужская, женская, детская)
- первые два знака кода товарной номенклатуры (код ТН ВЭД ЕАЭС)
- Способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в РФ, произведены в РФ)
ОСТАТКИ ОБУВИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДО 1 МАРТА, МОЖНО ПРОМАРКИРОВАТЬ ДО 1 МАЯ 2020.
-
Заказать коды маркировки на каждую единицу товаров
Для получения кодов маркировки участник оборота товаров направляет в информационную систему мониторинга:
- ИНН участника оборота товаров
- Способ ввода обувных товара в оборот (ввезен, произведен, маркировка остатков, перемаркировка, принят на комиссию от физ.лица, ввезен с территории стран ЕАЭС)
- Необходимое количество кодов маркировки
- Код товара
- Индивидуальный серийный номер (если его предоставляет участник оборота товаров)
-
Нанести коды на обувную продукцию.
Коды маркировки необходимо нанести на средство идентификации (сформировать этикетку или забрать коды для формирования средства идентификации) в течении 60 рабочих дней!
-
Ввести продукцию в оборот
Эта операция производится в личном кабинете участника. В разделе документы.