Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) дает краткое определение специальной оценки условий труда, как комплекса последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и применения средств индивидуальной или коллективной защиты.
Но, прочитав такое определение, трудно представить, что конкретно представляет собой этот комплекс мероприятий. Ведь нужно учесть и подготовительные действия, и множество операций, которые необходимо провести после окончания процедуры специальной оценки условий труда (далее СОУТ).
Очень удобно еще до начала работ понимать последовательность всех процедур, реализуемых в рамках СОУТ.
Поэтому предлагаем подробное поэтапное описание СОУТ с учетом требований постоянно изменяющегося законодательства.
Последовательность действий при СОУТ можно извлечь из Федерального закона № 426-ФЗ и приказа Минтруда № 33н, утверждающего методику, классификатор вредных и (или) опасных факторов и формы отчета:
Обоснованный выбор организации, проводящей СОУТ – это закладка надежного фундамента для дальнейшей деятельности предприятия. Если СОУТ проведена без ошибок, то ее результаты помогут создать более безопасные условия труда для своих работников. Это выгодно, так как позволяет избежать проблем при проверках трудовой инспекции и, как правило, оптимизировать расходы работодателя.
Требованиям к организации и экспертам посвящены две статьи – 19 и 20 Федерального закона № 426-ФЗ.
Основные требования к организации:
При выборе организации первое правило – проверить, есть ли она в реестре на сайте Минтруда. Для экспертов существует свой реестр, находится на том же сайте.
Убедившись, что специализированная организация есть в реестре, можно воспользоваться и другими способами проверки надежности партнера.
Нужно учесть, что при СОУТ идет постоянное взаимодействие и обмен информацией между двумя организациями – компании-работодателя и проводящей специальную оценку. Кроме того, очень важно соблюдение сроков, отведенных на различные действия в процессе спецоценки. Сроки устанавливаются законодательством, их нарушение может повлечь за собой штрафные санкции или даже признание результатов СОУТ недействительными. Эксперты из надежных организаций помогут соблюсти установленные сроки и могут разъяснить все вопросы по нюансам СОУТ.
В состав комиссии обязательно должны быть включены специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации или выборного органа работников. Число членов должно быть нечетным для возможности принятия решения большинством. Председателем назначается работодатель или его представитель. Состав комиссии утверждается приказом свободной формы с указанием сроков, состава и должностей ее членов. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с приказом.
Для микропредприятий с малой численностью работников полномочия комиссии принимает на себя индивидуальный предприниматель, директор или уполномоченные ими лица. А с 1 марта 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда от 31.10.2022 № 669н, регламентирующий особенности проведения СОУТ для микропредприятий с некоторыми видами деятельности – например финансовая, страховая, рекламная, административная и другие. По этому приказу идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов проводит сам работодатель с оформлением проверочного листа. Организация, проводящая СОУТ, привлекается, только если работодатель идентифицировал вредные и (или) опасные факторы. В противном случае работодатель оформляет декларацию.
При подготовке перечня необходимо определить аналогичные рабочие места. Если кратко, то это места с идентичными условиями труда. СОУТ проводится только для 20% от их общего количества, но не меньше, чем на двух, но результаты распространяются на все аналогичные места. Рабочие места признаются аналогичными по критериям из пункта 6 статьи 9 Федерального закона № 426-ФЗ.
Есть рабочие места, которые не нужно включать в перечень. СОУТ не предусмотрена законом для рабочих мест надомных или дистанционных работников, даже если с ними заключен трудовой договор. Такие рабочие места работники организуют для себя сами, поэтому работодатель не может их контролировать. Не оцениваются и условия труда работников, которых нанимает физическое лицо.
Кроме того, по разъяснениям Минтруда не нужно проводить СОУТ на вакантных рабочих местах.
Индивидуальные предприниматели, у которых нет наемных работников, не должны проводить СОУТ, так как по закону это обязанность работодателя, который в данном случае отсутствует.
При выполнении работ по гражданско-правовым договорам также не проводится СОУТ.
Перечень рабочих мест утверждается комиссией.
При разработке графика учитывается бессрочное действие деклараций и пятилетний срок действия результатов СОУТ для рабочих мест с вредными условиями труда и для рабочих мест, где трудятся работники профессий с досрочным выходом на пенсию. Составляя график, также надо помнить, в каких случаях законом предписана необходимость провести внеплановую СОУТ в ограниченные сроки:
Вакантные рабочие места включаются в график после трудоустройства на них работника. График утверждается приказом.
Федеральным законом № 426-ФЗ предусмотрено заключение гражданско-правового договора. Стороны договора – это работодатель и организация, проводящая СОУТ.
После заключения договора до начала работ организация, проводящая СОУТ, в срок не более пяти рабочих дней должна передать в государственную информационную систему учета полное наименование работодателя, его ИНН и учетные налоговые данные. Информационная система автоматически присваивает идентификационный номер для предстоящей СОУТ. Этот номер специализированная организация до начала работ передает работодателю.
Для идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт имеет право запросить документацию на оборудование, паспорта и сертификаты на сырье и материалы, характеристики рабочего процесса, должностные и рабочие инструкции, результаты предыдущих проверок и измерений, СНИЛС сотрудников, другую необходимую информацию. Подготовка всех сведений – это обязанность работодателя.
После идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом специализированной организации протокол с результатами должна утвердить комиссия.
Работодатель должен создать условия экспертам для проведения измерений фактических значений идентифицированных факторов. Представитель работодателя должен сопровождать эксперта. Присутствие работника при проведении измерений на рабочем месте обязательно. Работник должен понимать, какие факторы и каким образом измеряются на его рабочем месте. По итогам исследований эксперт определяет класс условий труда – оптимальные, допустимые, вредные (могут быть четырех степеней) или опасные.
Отчет готовит по установленной форме организация, проводящая СОУТ. Требования к перечню документации в составе отчета изложены в статье 15 Федерального закона № 426-ФЗ. Отчет должен быть согласован и подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем. Если член комиссии не соглашается с результатами, то подписать отчет он обязан, но может подготовить свое мотивированное мнение, которое прилагается к отчету. На подписание отчета дается не более тридцати календарных дней с момента направления работодателю.
В процессе подготовки отчета, как правило, стороны согласуют документацию. Карты, протоколы, заключения необходимо тщательно проверить до подписания отчета.
После утверждения отчета работодателю дается три рабочих дня на уведомление специализированной организации. За несвоевременное уведомление предусмотрена административная ответственность. Затем копия утвержденного отчета должна быть отправлена организации, проводящей СОУТ.
Если на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель должен оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Подготовка декларации не входит в обязанности экспертов, но возможна договоренность о консультациях по правильному оформлению.
Форма декларации утверждена приказом Минтруда № 406н от 17.06.2021г. В приложениях к этому приказу также установлен порядок подачи и регистрации деклараций в реестре.
Подать декларацию в территориальное отделение Государственной инспекции труда необходимо за 30 рабочих дней после внесения сведений о проведенной СОУТ в информационную систему. Возможно это сделать разными способами – с личным вручением, через почту, через сайт Роструда.
Организация, проводящая СОУТ, в течение 10 рабочих дней обязана зарегистрировать результаты в федеральной государственной системе учета. Порядок и состав сведений, передаваемых в систему перечислены в статье 18 Федерального закона № 426-ФЗ.
Уведомление о регистрации результатов СОУТ должно быть направлено работодателю в течение трех рабочих дней и подтверждено копиями документов.
Карты СОУТ работники должны лично подписать в течение 30 календарных дней после утверждения отчета. В этот срок не входят периоды, когда работник болен или находится в отпуске, командировке или межвахтовом отдыхе.
Если у работодателя есть сайт, то результаты СОУТ должны быть опубликованы в течение 30 календарных дней после утверждения отчета.
Отчет по форме 4-ФСС содержит таблицу для внесения результатов СОУТ. После объединения ФСС и ПФР с 1 января 2023 года формы отчетности изменятся, но сведения необходимо будет представлять уже в Единый государственный внебюджетный Социальный фонд России.
Только после регистрации результатов СОУТ в федеральной информационной системе работодатель имеет право законно устанавливать или отменять гарантии и компенсации за вредные условия труда (доплаты к окладу или тарифу, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, выдача молока или других продуктов).
Необходимо в соответствии с результатами СОУТ вносить изменения в кадровые документы. Условия труда с соответствующими гарантиями и компенсациями должны быть отражены в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Кроме трудовых договоров необходимо проверить графики отпусков, правила внутреннего трудового распорядка.
Мероприятия по улучшению условий труда, разработанные экспертом, также подлежат обязательной реализации.
Смотрите также:
Оставить заявку