сервис работы с клиентами info@ecert.ru
Расчёт стоимости услуг

Машины и оборудование: как совместить сертификацию и промышленную безопасность

Обеспечение безопасности машин и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах – основное слагаемое обеспечения промышленной безопасности в целом. Как совместить новые правила промышленной безопасности и систему подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям технического регламента Таможенного союза? Ответ на этот вопрос дает руководитель отдела промышленной безопасности  Органа по сертификации «Агентство качества» Максим Горьков.

Произошедшие недавно изменения в системе промышленной безопасности и параллельное вступление в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) создали новую ситуацию в области обеспечения безопасности машин и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах (ОПО).

Старая система требовала проведения экспертизы промышленной безопасности и получения разрешения Ростехнадзора на применение тех или иных технических устройств на ОПО. Эта процедура была сложной, трудоемкой, требующей немалых затрат времени и денежных средств. Отмену этой процедуры как формы подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям промышленной безопасности специалисты считают в целом правильной и своевременной мерой.

Но что мы получили взамен? Сегодня ситуация складывается таким образом, что переход на новую систему подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям технических регламентов вызывает массу вопросов по реальному обеспечению безопасности технических устройств на ОПО.

Почему и в чем проблема? Дело в том, что при прежней системе обязательным элементом получения разрешения на применение была проверка соответствия машин и оборудования требованиям Правил промышленной безопасности Ростехнадзора. Для различных видов технических устройств эти Правила были очень детальными и конкретными. А главное – обязательными для применения!

И если экспертиза промышленной безопасности проводилась действительно добросовестно, то прежняя процедура получения разрешения Ростехнадзора служила эффективным барьером на пути установки машин и оборудования, не отвечающих требованиям безопасности.

Сейчас же специалисты столкнулись с тем, что в принятых технических регламентах Таможенного союза, в частности, в действующем регламенте «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), многих конкретных требований безопасности к оборудованию, подпадающему под требования этого регламента, просто нет.

Далее, в приложении к техническому даны рекомендуемые перечни нормативной документации, которой следует руководствоваться при подтверждении соответствия требованиям ТР ТС. Но там указаны только некоторые ГОСТы, а Правила безопасности Ростехнадзора отсутствуют!

Получается, что при новой системе экспертизы промышленной безопасности и подтверждении соответствия машин и оборудования, технических устройств требованиям ТР ТС формально можно не учитывать требования Правил безопасности Ростехнадзора. На практике это означает, что при данной системе нет никаких гарантий, что при получении сертификата соответствия либо после регистрации декларации соответствия сертифицированные машины и оборудование будут полностью отвечать требованиям Правил безопасности Ростехнадзора. Ведь эти правила не указаны в рекомендуемой справочно-нормативной базе.

Добавим к этому обстоятельству еще один момент. Как правило, в органах по сертификации, которые проводят сертификацию машин и оборудования на предмет их соответствия требованиям ТР ТС, отсутствуют квалифицированные эксперты, аттестованные в области промышленной безопасности. Это понятно, ведь такие специалисты не являются профильными для таких органов, они работают в специализированных компаниях, занимающихся не сертификацией, а именно вопросами промышленной безопасности.

Но ирония судьбы – в том, что после монтажа того или иного оборудования либо технического устройства на месте его применения обязательно последует проверка инспектором Ростехнадзора на предмет соответствия требованиям промышленной безопасности – именно по действующим Правилам безопасности Ростехнадзора! А эти Правила не фигурируют в рекомендуемом перечне нормативной документации. Значит, и проверка соответствия устройства этим правилам не проводилась.

Сами решите, какова вероятность того, что проверка не выявит несоответствий, и что эти несоответствия не придется устранять на месте до ввода оборудования в эксплуатацию. Это однозначно окажется намного более трудоемкой и затратной процедурой – ведь доработка и дооснащение оборудования после его монтажа куда сложнее, чем до установки. Если вообще возможно будет их провести без демонтажа уже установленного оборудования.

Такая коллизия с Правилами безопасности Ростехнадзора просто удивительна. Ведь они являются не абстрактными построениями, а вырабатывались десятилетиями, на основе практического опыта многих поколений и анализа причин многочисленных аварий и катастроф. Почему же в новых технических регламентах и в перечнях ГОСТов для подтверждения соответствия требованиям этих регламентов Правил нет и при сертификации соответствие им не проверяется?

Разработчики технических регламентов говорят, что они основаны на новой концепции обеспечения безопасности машин и оборудования. Эта концепция базируется не на механическом учете требований Правил безопасности Ростехнадзора, а на анализе и оценке рисков для жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды на всех этапах жизненного цикла технического устройства – от изготовления до утилизации. Для этого при разработке  и проектировании машин и оборудования, в соответствии с требованиями технических регламентов, должен быть разработан отдельный документ - «Обоснование безопасности». В нем анализируются риски и устанавливаются допустимые риски для конкретной машины или оборудования. В этом же документе должны быть определены меры обеспечения безопасности, соответствующие установленному риску, и предусмотрены необходимые защитные и предохранительные устройства.

Требование наличия «Обоснования безопасности» при сертификации и декларировании машин и оборудования присутствовало уже в техническом регламенте РФ «О безопасности машин и оборудования». Есть оно и в одноименном техническом регламенте Таможенного союза, действующем в настоящее время.

Но на сегодня методология разработки «Обоснования безопасности» непонятна большинству разработчиков и изготовителей машин и оборудования. Требования к «Обоснованию безопасности» и методику оценки рисков собирались установить в 4-х национальных ГОСТ Р. Но в настоящее время действует только один из них – ГОСТ Р 54122-2010 «Требования к обоснованию безопасности».

Таким образом, сегодня практически невозможно разработать полноценное «Обоснование безопасности», соответствующее требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и единственного из 4-х планируемых ГОСТ Р по обоснованию безопасности.

Вывод из всего сказанного напрашивается невеселый: пока наши производственники не готовы полноценно работать по существующему техническому регламенту ТР ТС 010/2011. Применительно к нему новая система подтверждения соответствия получилась несовершенной, не способной стать преградой на пути непрофессионального либо недобросовестного подхода как со стороны изготовителей и поставщиков машин и оборудования, так и со стороны органов по сертификации.

Более того, главная опасность сегодня заключается в том, что с вступлением в силу соответствующих технических регламентов по тем или иным отраслям отменяются существовавшие ведомственные правила безопасности. Это относится и к Правилам безопасности Ростехнадзора. При таком подходе эти правила вообще перестанут применяться. Это грозит непредсказуемыми последствиями для промышленной безопасности.

Между прочим, во многих странах Европейского Союза национальные правила и стандарты  по безопасности не отменяли, и это никак не помешало им пользоваться единой системой подтверждения соответствия, действующей в ЕС.

Как же быть в такой ситуации?

Найти возможности снижения и даже устранения описанной проблемы при сертификации технических устройств, машин и оборудования, предназначенных для применения на ОПО, можно.

Это реально сделать, если проводить процедуру сертификации органе по сертификации и испытательной лаборатории, в составе которых есть квалифицированные аттестованные эксперты по промышленной безопасности. Тогда вся процедура сертификации и сертификационные испытания проводятся с учетом возможности проверок по Правилам промышленной безопасности Ростехнадзора. Данные, необходимые для этих проверок, фиксируются в протоколах испытаний. Это позволит еще до начала монтажа машин и оборудования на ОПО выявить и устранить несоответствия Правилам промышленной безопасности Ростехнадзора, тем самым минимизировать основания для возникновения претензий надзорных органов. Так заказчики смогут сэкономить немалые средства и время.

Правда, таких органов по сертификации крайне мало. В нашей Группе компаний есть как орган по сертификации, так и подразделение и специалисты, занимающиеся вопросами промышленной безопасности. Мы проводим в испытательной лаборатории много испытаний машин и оборудования с целью их сертификации по требованиям ТР ТС 010/2011. В известных же нам органах по сертификации, аккредитованных Росаккредитацией, нет экспертов со специальными знаниями оценки рисков, которые могли бы разработать либо проверить предоставленные заказчиком обоснования безопасности.

По «Обоснованию безопасности» мы также готовы тесно сотрудничать с изготовителями машин и оборудования по разработке таких документов. Такая практика не противоречит действующему законодательству. Привлечение для разработки «Обоснований безопасности» специализированных экспертных организаций позволит промышленникам сэкономить средства на содержании штата собственных специалистов по оценке рисков.

Эксперты разъясняют
Наши партнеры
CCIFR CCIR