сервис работы с клиентами info@ecert.ru
Расчёт стоимости услуг

Ахтунг! Тотальная зачистка!

Росаккредитация готовит тотальную зачистку рынка сертификации: количество органов по сертификации и испытательных лабораторий может сократиться в три-четыре раза.

Информационный портал РБК опубликовал интересную статью о планах Федеральной службы по аккредитации по наведению порядка на рынке сертификации.

Сертификация сегодня

Начнем с сегодняшнего состояния рынка сертификации. В статье приводятся любопытные цифры: в России аккредитованы около 1 500 органов по сертификации и около 8 500 испытательных лабораторий; объем рынка сертификации оценивается в 700 миллиардов рублей. За 2013 год Росаккредитация прекратила деятельность более 750-ти структур по сертификации и испытательных лабораторий. За первый квартал 2014 года — еще более 300 организаций. Общая сумма административных штрафов, наложенных на нарушителей в соответствии с решениями суда, вступившими в силу в 2013 г. и первом квартале 2014 г., составляет около 30 млн. руб.

Росаккредитация не скрывает, что по большей части этот рынок – «серый» и потребитель не может быть уверен в качестве приобретаемой продукции, будь то сгущенное молоко, детская одежда или сложное промышленное оборудование.

Более того, Росаккредитация считает, что в России примерно втрое больше органов по сертификации и аккредитованных лабораторий, чем в странах с сопоставимой экономикой, например в Германии. Глава ведомства Савва Шипов сообщил РБК, что, например, из 1,5 тыс. структур по сертификации фактически работают лишь около 500.

Чистка не за горами

В связи с этим Росаккредитация планирует "крестовый поход" против фирм-однодневок. Начало борьбе за «чистоту рядов»  уже положено: Федеральный закон об аккредитации, вступающий в силу с 1 июля этого года, предписывает всем органам и лабораториям пройти подтверждение компетенции до 1 июля 2016 г. Савва Шипов уверен, что это удастся сделать далеко не всем.

На рынке много «спящих» фирм, которые получили аккредитацию по старым правилам и могут служить своеобразным резервом на случай закрытия работающей не по правилам компании. Руководитель Росаккредитации  полагает, что тотальная проверка их отсечет, и число органов по сертификации может сократиться в три-четыре раза. Количество имеющих аккредитацию испытательных лабораторий тоже должно уменьшиться.

Главное, считает Савва Шипов, что через два года правила работы станут понятны и, самое главное, обязательны для всех. До создания Росаккредитации действовали очень вольные правила, которые совсем недавно начали ужесточать, поясняет Шипов. Например, по старым критериям, лаборатория могла не иметь оборудования и работников: "Это привело к тому, что появились лаборатории, которые никаких испытаний не проводили".

В органах по сертификации работали аккредитованные эксперты, которые также числились в других регионах. "Были эксперты, которые числились во Владивостоке и Калининграде одновременно", — говорит Шипов. Теоретически можно было "работать" в 100 структурах, добавляет он. В результате на рынке сертификации по большей части продавали ничем не подкрепленные "документы", и пока радикально ничего не поменялось.

Мнения участников

Глава сертификационного центра "Контстанд", председатель профильного комитета "Деловой России" Алексей Шалин, считает, что «белая» часть рынка сертификации — меньше 20%. Он характеризует ситуацию как "многолетнюю катастрофу".

Созданной два года назад Росаккредитации удалось расшевелить рынок, но не очистить его, считает Шалин. Больше 80% участников рынка — в тени. "Напечатать бумажку много ума не нужно. В интернете продается за 1,5—2 тыс. руб., а на некоторые продукты — за 500 руб. продают", — рассказывает эксперт.

С ним согласна заместитель гендиректора московского центра сертификации "Гостест" Ирина Пешехонова. "Я бы согласилась, что рынок серый, что много фирм-однодневок, тех, кто выдает сумасшедшее количество сертификатов в день", — говорит она. Добропорядочные органы по сертификации в таких условиях выживают с трудом. Задача Росаккредитации — свести количество участников рынка к минимуму, отмечает представитель бизнеса. Но в том, что удастся это сделать, обелив рынок, она сомневается.

"Все равно же это компании с миллионными оборотами... Мне кажется, что всегда есть какая-то лазейка, какой-то вариант. С поправками плюс-минус они были, есть и будут всегда", — говорит Пешехонова. Предстоящий инспекционный контроль беспокоит бизнес, как и расширившиеся полномочия Росаккредитации. "Они могут сами инициировать проверки. Вырастает коррупционная составляющая, мы все этим обеспокоены. Проверять должны только по жалобе, причем подкрепленной доказательствами", — . считает Ирина.

Представители двух других органов по сертификации, пожелавших остаться неназванными, сказали РБК, что у них уже есть претензии к работе Росаккредитации: проверки зачастую неоправданы, а проверяющие предъявляют претензии по формальным признакам. В "Гостесте" с проверкой тоже уже сталкивались.

"Опыт общения малоприятен", — резюмировала Пешехонова. Того же мнения представители еще одного московского органа по сертификации — "Знак качества". "Они нас не слышат, это чисто профессиональный момент, нам не понятный", — отметила в беседе с РБК руководитель органа Екатерина Бобарик.

А вот Алексей Шалин считает, что жесткие контрольные меры оправданы. "По крайней мере, надо вычистить, а потом заниматься нормальной, правильной аккредитацией. Сейчас просто невозможно", — говорит эксперт. Правда, за два года сделать это вряд ли удастся, добавляет он - потребуется лет пять-шесть.

Сократить рынок можно в пять раз, считает Шалин: для России достаточно 20% от существующего количества сертификационных органов. В некоторых областях, например в сертификации менеджмента, достаточно 20—30 на всю страну, говорит он.

По мнению Ирины Пешехоновой, "зачистка" рынка сертификации вряд ли достигнет главной цели — улучшения качества продукции на российском рынке. А Екатерина Бобарик из "Знака качества" отмечает, что и сейчас ситуация не всегда меняется к лучшему. "Возникли различные нормативные документы, которые до конца не регламентируют правила работы — в этом отношении стало хуже", — говорит она. По ее словам, не до конца продуманы и технические регламенты Таможенного союза — в некоторых перечислена не вся продукция, в других не хватает конкретики.

По словам Шалина, контроль за качеством продукции в России наладить можно, но только если за это возьмутся сразу три ведомства. Кроме Росаккредитации, такую задачу должна себе поставить и таможня. Третья структура должна контролировать качество продукции на рынке. "Нужно правильно выработать правила допуска на рынок продукции и параллельно ввести контроль за рынком... Когда три независимых ведомства будут работать — тогда и смогут решить проблему", — говорит Шалин.
Источник: http://top.rbc.ru

 

Эксперты разъясняют
Наши партнеры
CCIFR CCIR