сервис работы с клиентами info@ecert.ru
Расчёт стоимости услуг

Новый порядок сертификации систем менеджмента качества в системе сертификации ГОСТ Р.

Емелин_215х300С 1 февраля этого года сертификация систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента будет проходить в соответствии с новым стандартом. Какие изменения произошли в этой процедуре, рассказывает заместитель руководителя органа по сертификации систем менеджмента качества ООО «ЭКОСЕРТ» Денис Георгиевич.

- Денис Георгиевич, что изменилось в порядке сертификации систем менеджмента качества с введением нового стандарта?

Стандарт ГОСТ Р 55568-2013 введен в действие 1 февраля 2014 года взамен ГОСТ Р 40.003-2008. Но, отмечу один момент. Несмотря на то, что новый стандарт утвержден 28 августа 2013 года, а введен в действие 1 февраля этого года, купить официальную версию этого документа до сих пор нельзя, так как он еще не издан.

При этом, несмотря на отсутствие официального издания документа, предыдущий документ, устанавливающий порядок сертификации систем менеджмента качества (ГОСТ Р 40.003-2008) уже отменен.

То есть сегодня органы по сертификации вынуждены проводить сертификацию не в соответствии с официально опубликованным стандартом ГОСТ Р 55568-2013, а согласно тексту, который опубликован на сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и Метрологии. К сожалению, это типичная проблема стандартизации в России.

- Давайте уточним, в чем заключаются основные отличия ГОСТ Р 55568-2013 и ГОСТ Р 40.003-2008.

- В целом новый порядок сертификации, изложенный в ГОСТ Р 55568-2013, не содержит принципиальных отличий в этапах сертификации. Основными этапами этой процедуры по-прежнему являются:

- Организационный этап работ.

- Первый этап аудита по сертификации систем менеджмента.

- Подготовка второго этапа аудита по сертификации систем менеджмента.

- Второй этап аудита по сертификации систем менеджмента.

- Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия систем менеджмента.

- Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента.

Но есть и ряд принципиальных отличий.

1. Очень важное отличие начинается с наименования стандарта и его области применения. Новый стандарт определяет порядок сертификации не только для систем менеджмента качества, но и для систем экологического менеджмента.

Жаль, правда, что под эти правила не попали системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

2. Вторым принципиальным отличием нового стандарта является то, что он не ограничивается только системой ГОСТ Р и применим и для систем добровольной сертификации.

Хотя, это логично, так как сертификация систем экологического менеджмента в системе ГОСТ Р не предусмотрена и осуществляется в Системе добровольной сертификации систем менеджмента «Регистр систем менеджмента», держателем которой является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, или в других системах добровольной сертификации.

3. В новом стандарте обновлены ссылочные нормативные документы (ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 19011-2012, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, ГОСТ Р 54318-2011).

4. Термины и определения: исключены термины и определения, дублирующие ГОСТ ISO 9000-2011 и ГОСТ Р ИСО 19011-2012, зато добавлены термины, специфичные именно для сертификации, например:

- сертификация системы менеджмента качества,

- сертификация системы экологического менеджмента,

- временная производственная площадка,

- инспекционный контроль системы менеджмента.

5. К целям проведения сертификации добавлена новая цель: «способность системы менеджмента заказчика отвечать законодательным требованиям и требованиям потребителей».

6. Изменились требования к условиям проведения сертификации систем менеджмента: исчезло требование о том, что эксперты обязательно должны быть зарегистрированы в ОАНО РССП.

7. Уточнено основание для начала работ:

- уточнено, что заявка должна быть составлена на русском языке,

- в форме заявки добавлен пункт «предпочтительный срок проведения сертификации»,

- увеличено количество дополнительных сведений (добавлен раздел «технические ресурсы» (здания, помещения, оборудование, транспорт и пр.)).

8. Есть новации в заключении договора:

- приложение, определяющее трудоемкость аудита, из рекомендуемого стало обязательным;

- трудоемкость в данном приложении для СМК значительно снизилась. Так, например, для организации в 125 человек в ГОСТ Р 40.003 рекомендовалось затратить только на 8 человеко-дней только на аудит «на месте», а в ГОСТ Р 55568 для организации такой же численности необходимо затратить 7 человеко-дней на оба этапа аудита. Причем, на первый этап аудита допускается отводить до 40 % времени. Соответственно, на аудит «на месте» в данном случае остается уже всего 2,8 человеко-дня;

- появилось требование о том, что орган по сертификации обязан документировать расчет продолжительности аудита. Однако, не сказано, каким образом это должен сделать орган по сертификации, и в каком документе должен присутствовать данный расчет;

- добавлена возможность передачи части аудита другому органу (подрядчику) и подробно описан порядок такой передачи.

9. Изменения в Первом этапе аудита:

- значительно увеличено количество целей первого этапа аудита;

- увеличено количество документов, которые обязательно должен запрашивать и анализировать орган по сертификации. Добавлены документы по внутреннему аудиту (один цикл внутренних проверок, охватывающий всю область СМК и предшествующий сертификации) и по анализу СМК со стороны руководства;

- значительно ужесточился порядок действий в случае обнаружения на втором этапе аудита неустранения несоответствий, обнаруженных на первом этапе. В таком случае орган по сертификации должен перевести такие несоответствия в категорию значительных и закончить сертификацию отрицательным решением относительно выдачи сертификата соответствия.

10. Изменилась подготовка плана аудита: принципиальным отличием стала необходимость документарного обоснования выборки посещаемых производственных площадок в случае их выборочного посещения.

11. Предварительное и заключительное совещания: в ГОСТ Р 55568-2013 заложено обязательное протоколирование предварительного и заключительного совещаний. Протоколы являются обязательным приложением к Акту.

12. Регистрация несоответствий: в форму протокола регистрации несоответствия добавлен новый раздел «оценка комиссией приемлемости корректирующих действий».

13. Изменился Акт по результатам аудита: расширен список приложений, а также четко уточнено, кто подписывает акт.

14. Оформление сертификата соответствия содержит достаточно большое количество отличий:

- в ГОСТ 55568-2013 детализировано, что номер выпуска изменяется только при ресертификации СМК или отмене сертификата и прохождении сертификации в другом органе, при переоформлении же сертификата (при расширении /сужении области) номер выпуска остается прежним;

- исключена из сертификата фраза «Разъяснения, касающиеся области сертификации СМК, могут быть получены путем консультаций с …»;

- в образцах сертификата на английском языке уточнены переводы, правда, к сожалению, написание стандарта в образцах заполнения сертификата на английском языке, приведенное в форме 2 в форме 6, разнится, что, скорее всего, приведет к использованию органами по сертификации обоих вариантов.

15. Изменения в инспекционном контроле:

- принципиально различаются сроки заключения договора на инспекционный контроль. В ГОСТ Р 40.003 орган по сертификации должен был вместе с сертификатам выдать проект договора на инспекционный контроль, и заключить его было необходимо в течение месяца с момента оформления сертификата. В ГОСТ Р 55568 договор на инспекционный контроль должен быть заключен не позднее, чем за 2 месяца до проведения 1-го планового инспекционного контроля;

- в ГОСТ Р 55568 уточнено, что инспекционный контроль проводит только орган по сертификации, выдавший сертификат, или уполномоченный им орган по сертификации. Этот момент действительно вызывал споры и требовал уточнений. Однако, к сожалению, вновь не уточнена информация о том, кто уполномочен проводить инспекционные контроли, отменять/приостанавливать действие сертификата в случаях, когда орган по сертификации прекратил свое существование или лишился аккредитации.

- изменен срок проведения инспекционного контроля. В ГОСТ Р 40.003 срок был «не позднее 12 месяцев после сертификации», а в ГОСТ Р 55568 указан срок «не позднее 12 месяцев после даты проведения заключительного совещания на втором этапе сертификации»;

- уточнен срок проведения второго инспекционного контроля (не позднее 24 месяцев после проведения заключительного совещания на втором этапе сертификации);

- среди обязательных элементов, проверяемых при каждом инспекционном контроле элемент «система контроля и испытаний» заменен на «мониторинг процессов системы менеджмента».

16. Добавлен раздел «ответственность держателя сертификата соответствия систем менеджмента».

В разделе есть требование, что держатель сертификата должен информировать орган по сертификации обо всех изменениях в своей организации, связанных со структурой, управлением, местоположением, формой собственности, технологиями изготовления, условиями производства, процессами и т.п. Если в ГОСТ Р 40.003 было хотя бы указано, что только о значительных изменениях, то в данном документе - обо всех изменениях. То есть крупному холдингу придется практически еженедельно писать отчеты в орган по сертификации. Хотя, наиболее вероятно, что это будет очередное требование, которое никто просто не выполняет. Все остальные требования раздела практически полностью дублируют требования раздела «10 Применение сертификата соответствия и знака соответствия систем менеджмента».

17. Изменения в ресертификации:

- уточнено, что ресертификационный аудит должен быть проведен с таким расчетом, чтобы заключительное совещание состоялось не позднее, чем за три недели до окончания срока действия сертификата соответствия.

- уточнены сроки выполнения корректирующих действий по результатам ресертификации (и для значительных и для малозначительных несоответствий до истечения срока действия сертификата, но в срок не более трех недель после даты проведения заключительного совещания).

Однако данный момент тоже вызывает много вопросов. В случае, если организация не уложилась в отведенные сроки на выполнение корректирующих действий, орган по сертификации должен дать отрицательное решение или перевести ресертификацию в просто сертификацию, где отведенные сроки на устранение несоответствий гораздо больше. Также не вполне понятно, что в таком случае произойдет с номером выпуска.

18. Расширение области сертификации:

- уточнено, что по желанию держателя сертификата орган по сертификации может выдать дополнительный сертификат на расширяемую область деятельности, не отменяя предыдущий. Срок окончания действия дополнительного сертификата такой же, какой указан в первом действующем сертификате.

19. Также несколько расширен раздел, касающийся оплаты работ. Он объединен с разделом «рабочий язык», однако он не содержит принципиальных отличий, а только несколько более детально описывает порядок.

20. Полностью удалена Блок-схема деятельности по сертификации системы менеджмента качества.

Как видим, отличий в деталях между старым и новым ГОСТами довольно много.

- Какое общее резюме можно сделать по новой процедуре сертификации систем менеджмента?

-  Анализ нового стандарта позволяет выделить как положительные, так и отрицательные моменты.

К положительным можно отнести:

- уточнены многие спорные моменты, вызывавшие споры и неоднозначное понимание;

- обновлены ссылочные нормативные документы;

- определен не только порядок сертификации систем менеджмента качества, но и систем менеджмента качества;

Отрицательными моментами я считаю следующие:

- во-первых, отсутствие возможности купить официальное издание ГОСТ Р 55568-2013. Это вынуждает органы по сертификации пользоваться неофициальными изданиями или справочной ознакомительной версией, опубликованной на сайте Федерального Агентства по техническому регулированию и Метрологии;

- во вторых, несмотря на уточнение спорных вопросов, данный стандарт создает большое количество новых спорных моментов и не дает ответов на некоторые, давно остро стоящие, вопросы – например, судьба сертификатов, выданных органом по сертификации, лишившимся впоследствии аккредитации;

- стандарт не устанавливает порядок сертификации систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;

- отсутствие сводной таблицы внесенных изменений в тексте самого стандарта приводит к тому, что все изменения достаточно сложно отследить и необходимо потратить много  времени для того, чтобы заметить все тонкости в тексте достаточно объемного документа. Скорее всего, это приведет к тому, что еще достаточно длительное время многие органы по сертификации будут лишь частично выполнять требования нового порядка сертификации;

- отсутствие блок-схемы деятельности по сертификации, скорее всего, только усугубит вышеописанную проблему.

Но на сегодня ГОСТ Р 55568-2013 – один из основных документов, регламентирующих процесс сертификации систем менеджмента, и специалисты органов по сертификации должны руководствоваться им в своей работе.

Эксперты разъясняют
Наши партнеры
CCIFR CCIR