сервис работы с клиентами info@ecert.ru
Расчёт стоимости услуг

Промышленная безопасность: новое в 2013 году

В России насчитывается более 300 тысяч различных производственных объектов, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья людей – от химических производств до гидротехнических сооружений. Поэтому вопросы обеспечения безопасности ОПО (опасных производственных объектов) постоянно находятся в сфере внимания государства. О том, что изменилось в этой области в 2013 году, рассказывает  руководитель отдела промышленной безопасности  Максим Витальевич.

- Этот год отмечен существенными изменениями в области промышленной безопасности. Что изменилось с принятием в марте федерального закона № 22-ФЗ?

- Новый закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ внес массу существенных изменений в принятый ранее федеральный закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Основными из них являются следующие. Введено разделение ОПО на 4 класса опасности, что позволило подходить к обеспечению промышленной безопасности системно, дифференцируя и структурируя требования к различным объектам. При этом часть объектов выведена из категории опасных.

Изменились требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, изменился и порядок проведения экспертизы проектной документации ОПО. Ряд лицензируемых видов деятельности

объединен. Одновременно упразднены несколько функций Ростехнадзора.

Важный момент – введение нового понятия «Обоснование безопасности ОПО».

Все вместе это упорядочило сферу промышленной безопасности, создало четкую и понятную документарную базу для учета и контроля в этой области.

- Что изменится для организаций, эксплуатирующих ОПО с введением 4-х классов опасности?

Изменится многое.

- Во-первых, организации должны будут перерегистрировать свои ОПО до 1 января 2014 года.

Во-вторых, организации, эксплуатирующие ОПО I или II классов опасности, должны будут создать у себя систему управления промышленной безопасностью.

В-третьих, организации, эксплуатирующие ОПО I, II и III классов опасности, должны будут разработать систему мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

В-четвёртых, для горнодобывающих предприятий с ОПО I и II классов опасности необходимо будет создать вспомогательные горноспасательные команды.

В-пятых, поменяется режим проверок государственными органами: за объектами I класса опасности будет осуществляться постоянный контроль, объекты II класса будут проверяться не чаще одного раза в год, III класса – не чаще раза в 3 года, и на объектах IV класса опасности предусмотрены только внеплановые проверки.

Как видно из всего вышеперечисленного, ОПО IV класса как бы стоят в стороне от первых трёх классов и для них введён уведомительный порядок начала деятельности.

- Какие объекты были исключены из категории ОПО?

- Новый закон исключил из перечня ОПО следующие объекты:

- Лифты, эскалаторы (вне дистанций метрополитена), платформы подъемные для инвалидов;

- Объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ;

- Объекты электросетевого хозяйства;

- Объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава менее 500 кг.

- Что изменилось в порядке проведения экспертизы проектной документации ОПО?

- Главное – постоянное сокращение областей, где предусматривается проведение экспертизы. Как известно, ранее уже перестали проводить экспертизу промышленной безопасности проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО, это подпало под Главгосэкспертизу.

Следующим пунктом стала отмена проведения экспертизы промышленной безопасности на капитальный ремонт.

При техническом перевооружении экспертиза промышленной безопасности проектной документации предусмотрена, только если это не связано с реконструкцией, в противном случае проводится Главгосэкспертиза.

Следовательно для экспертных организаций оставили только проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на консервацию и ликвидацию ОПО.

- Какие изменения произошли в сфере лицензирования?

- Новый закон объединил в один вид деятельности эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

- Что такое «Обоснование безопасности ОПО»?

- Обоснование безопасности ОПО – это новый документ, который необходимо будет разрабатывать при проектировании некоторых ОПО.

В частности, он необходим для установления индивидуальных требований промышленной безопасности в отношении конкретного ОПО, и для определения возможности опытного применения технических устройств на ОПО без проведения экспертиз промышленной безопасности при их создании или модификации.

Отмечу, что документ «Обоснование безопасности ОПО» в обязательном порядке должен пройти экспертизу промышленной безопасности.

- Вопрос о Ростехнадзоре. Каких функций лишил его новый закон?

- С 01 января 2014 года Ростехнадзор прекратит выдавать Разрешения на применение Технических Устройств на ОПО.

Также упраздняется функция Ростехнадзора по утверждению заключений экспертизы промышленной безопасности. Теперь Ростехнадзор будет только регистрировать полученные заключения. В связи с этим вся ответственность за последующую эксплуатацию на ОПО технических устройств ложится теперь на экспертов, проводивших экспертизу. Их роль резко усиливается, причем одновременно повышается и степень ответственности эксперта. Так, в случаях возникновения на ОПО инцидентов и аварий, если впоследствии будет выявлено, что экспертиза промышленной безопасности была проведена с нарушениями, экспертам грозит крупный штраф, а при наличии жертв предусмотрено лишение свободы на срок до 7-и лет.

- Как изменились сейчас требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО?

- Требования к техническим устройствам прописаны в статье 7 ранее принятого федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Они следующие, процитирую пункты закона:

«Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Здесь также есть изменения. В марте 2013г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». В связи с этим многое оборудование, на которое раньше требовалось получать Разрешение на применение, попало под действие данного техрегламента, и теперь для его эксплуатации на ОПО необходимо иметь либо сертификат, либо декларацию соответствия требованиям нового технического регламента Таможенного союза.

- То есть процедуру получения разрешения, которая занимала от 3-х до 6-ти месяцев, заменили на сертификацию (декларирование) по техническому регламенту Таможенного союза? И теперь это займёт около месяца? Такое нововведение наверняка обрадует многих заказчиков.

- Да, для многих технических устройств это действительно так. Но здесь есть некоторые нюансы. Например, действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» не распространяется на системы и технологические линии. Поэтому, даже, если в их состав будут входить устройства, имеющие сертификат или декларацию соответствия требованиям этого техрегламента, то на всю систему в целом всё равно придётся получать Разрешение на применение.

Отмечу также, что, как и в любом деле, тут тоже присутствует «человеческий фактор». Есть много недобросовестных органов по сертификации, которые в целях быстрой наживы «в кратчайшие сроки» сделают заказчику любой сертификат или декларацию, без проведения необходимых испытаний и оформления требуемой техрегламентом документации. Поэтому конечному потребителю, то есть организации, эксплуатирующей ОПО, при приобретении нового оборудования следует внимательно проверять сертификат или декларацию соответствия, требовать протоколы сертификационных испытаний, проверять наличие всей эксплуатационной документации, предусмотренной ТР, внимательно проверять коды ОКП и ТН ВЭД, а также обратить внимание на схему сертификации (декларирования).

- А что может быть не так с сертификатом или декларацией соответствия?

- Здесь может быть множество ошибок. Вот некоторые примеры.

Указан неверный код ОКП или ТН ВЭД, то есть продукция неправильно классифицирована. Например, на самосвал карьерный требуется получение Разрешения на применение. А ОКП поставлено, скажем, на обычный землевоз и выдан сертификат соответствия техрегламенту Таможенного союза.

Отсутствуют протоколы сертификационных испытаний. В этом случае испытания, скорее всего, не проводились, то есть качество продукции не подтверждено, и впоследствии в процессе эксплуатации оборудование может не выдержать заявленных нагрузок.

Отсутствует эксплуатационная документация. В требованиях технического регламента чётко прописано, какие документы должны поставляться в комплекте с оборудованием. Попробуйте горнопроходческий комбайн поэксплуатировать без руководства по эксплуатации. При сертификации наличие всех необходимых документов должен был проверить орган по сертификации.

Возможен и выбор неверной схемы декларирования. Для подтверждения соответствия технических устройств, эксплуатирующихся на ОПО, предусмотрена схема декларирования 5д. Она отличается от других схем тем, что сначала необходимо получить сертификат типа, который подтверждает, что оборудование готово к эксплуатации на ОПО и выдержит необходимые нагрузки.

Хочу заметить, что сегодня Ростехнадзор при проведении проверочных мероприятий уже обращает внимание на вышеперечисленные пункты. И наличие подобных ошибок и неточностей становится препятствием для получения нужных документов.

- Что Вы порекомендуете заказчикам?

- Производителям продукции для ОПО я рекомендую обращаться в надёжные органы по сертификации, в которых им, как минимум, дадут чёткую консультацию, а при необходимости окажут помощь в оформлении технической и эксплуатационной документации для последующей сертификации (декларирования) или получения Разрешения на применение.

Потребителям – организациям, эксплуатирующим ОПО, – советую обращать самое пристальное внимание на то, что написано в сертификате (декларации) соответствия. Часто написанное может не соответствовать действительности. При возникновении сомнений лучше обратиться в органы по сертификации для консультации, выбирая при этом крупные компании, которые работают на рынке уже не один год.

Эксперты разъясняют
Наши партнеры
CCIFR CCIR